Skip to content
 

Почему выцветают фотографии

Свето- и водостойкость чернил

Люди трепетно относятся к своим фотографиям и хотят быть уверены в том, что они будут храниться долго.

Обычно информация о светостойкости не предоставляется при продаже совместимой продукции (за редким исключением), и потребитель находится в неведении, теряется при выборе расходных материалов.

Хотя, с другой стороны, следует четко понимать, ЧТО ИМЕННО подразумевается производителем, когда анонсируется, например, продолжительность хранения снимков 30 лет. Обычный пользователь вряд ли задумывается и принимает обещанные 30 лет за чистую монету. Попытаемся обратить Ваше внимание на некоторые нюансы долгосрочности хранения Ваших фотографий.

Основой стабильности цвета является устойчивость чернил к действию ультрафиолетовых лучей. Как действует УФ? Большие молекулы красителя под действием коротковолновых УФ лучей деградируют, так как в них изменяются некоторые химические связи, и молекула красителя распадается на несколько фрагментов, которые могут быть окрашенными или бесцветными, но это уже совсем другие по свойствам вещества.

Кроме того, выцветание бывает «темновым», т.е. без воздействия ультрафиолета, но под действием других условий окружающей среды:

• высокой влажности (происходит сдвиг цвета или пожелтение);
• высоких температур (выцветание, потемнение, сдвиг цвета);
• промышленных выбросов (обесцвечивание или сдвиг цвета);
• агрессивных газов, например, озона (разрушение молекул красителя, аналогичный эффект, как в случае выцветания под УФ).

Светоустойчивыми являются пигментные чернила, поэтому их называют outdoor. Самые светоустойчивые — черные чернила. В них чаще всего в качестве пигмента используется сажа.

На сегодняшний день нет метода стопроцентной защиты печатного изображения от выцветания. Однако есть некоторые методы повышения светоусточивости. Бумага с покрытием впитывает чернила, картинка очень быстро высыхает. Но для получения ярких цветов некоторое количество чернил должно оставаться на поверхности, которое и будет выгорать. Чем ближе в слое бумаги к поверхности находятся чернила, тем сильнее они выгорают.

При добавлении в чернила специальных, поглощающих УФ лучи добавок, также нельзя добиться 100 % эффекта защиты, так как должен поглощаться весь диапазон УФ волн — от 190 до 400 нм, а таких веществ просто не существует. Кроме того, трудно представить, что эти добавки возьмут на себя все УФ лучи. Что-то достанется и красителю. Ламинирование, т.е. закатывание листа с изображением в пленку (ламинат), который блокирует УФ свет, также не гарантирует 100 % результат. Никакой из ламинатов не дает защиты на всем диапазоне УФ волн, чаще до 380 нм. Причина в том, что УФ-абсорберы, защищающие до 400 нм, также блокируют фиолетовый и в некоторой степени синий цвет. Поэтому изображение кажется желтоватым. Кроме того, на слово верить производителям о степени защиты от УФ не следует. Методы испытаний таковы, что осуществляются в искусственных условиях и являются сильно ускоренными (не будет же человек наблюдать 20 лет процесс выцветания прежде, чем начнет продавать ламинат). Искусственного источника УФ-излучения такого, как солнце, просто нет. Т.е. все данные приблизительные получаются.

В зависимости от того, выставляется ли напечатанное изображение на солнечный свет на открытом воздухе, с или без доступа погодных факторов (дождь, снег, туман и пр.), за оконным стеклом или при искусственном освещении в помещении – в любом случае изображение будет подвергаться выцветанию в меньшей или большей степени.

Свето- и водостойкость чернил

Различные источники света (включая или исключая атмосферные факторы), такие как солнечный свет в ясный день, солнечный свет в пасмурную погоду, в тот или иной сезон, искусственное освещение ксеноновой лампой, галогенной или флуоресцентной лампой, обычной бытовой лампой накаливания будут очень по-разному обесцвечивать изображение из-за своих разных спектральных характеристик. Например, ксеноновая лампа в сотни раз мощнее флуоресцентной, поэтому изображение выцветает гораздо быстрее. Таким образом, изображение, напечатанное чернилами с заявленной производителем отличной светостойкостью, может оказаться довольно не стойким под воздействием другого источника света. Кроме того, красители разного цвета будут выцветать по-разному, изображение, в конце концов, может посинеть, например, или пожелтеть прежде чем обесцветится совсем.

Другой способ предоставления информации о долгосрочности хранения фотографий – это выражение светостойкости чернил/красителей по стандартизированной 8-бальной шкале. При этом чернила со степенью светостойкости 1-2 считаются нестойкими к выцветанию. Хранить такие фотографии можно достаточно долго, но исключительно в альбоме в сухом прохладном месте, чтобы влияние атмосферных факторов было минимальным. Самые лучшие в отношении долгосрочности хранения – пигментные чернила (обычно 6-7 баллов), так они не только светостойкие, но и водостойкие. Однако опять же невозможно назвать конкретный срок хранения (в днях/месяцах/годах), так как все и всегда зависит от того, чем печатать, на чем печатать, в каких условиях хранить. Поэтому светостойкость в баллах служит для ориентировки. А обесцветить фотографию, если очень захотеть, можно любую. Поэтому, рекомендуем в любом случае выбирать, по возможности, наиболее щадящие условия хранения.

Теперь ответим на вопрос — почему чернила боятся воды? Все очень просто – потому, что в них используется краситель, легко растворимый в воде. Высохшее напечатанное изображение снова будет растворяться в воде, т.е. размазываться от прикосновения мокрыми руками и т.д. С появлением чернил на основе пигментов проблема водоустойчивости считается практически решенной — пигмент не растворяется в воде и поэтому печатное изображение не расплывается даже, если его поместить в аквариум или подставить под душ. Однако, если подключить и механическое воздействие (тереть мокрыми руками), то размазать все-таки удастся.